ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА

И божество и вдохновенье…

Духовной жаждою томим,
До изумленья я напился,
И шестикрылый серафим
С горячкой белой мне явился

Полу-Пушкин

Изначально философы пытались объяснить творчество вполне традиционно – божественным вдохновением, даром Аполлона, муз, крылатого коня Пегаса, Кастальского ключа, шестикрылого серафима1 и т.п. Были и попытки подхода к творчеству через рациональную логику (индукцию – дедукцию), оказавшиеся совершенно бесперспективными. 

В 1898 году американский психолог и педагог Эдвард Торндайк опубликовал теорию обучения, в которой самообучение животного сводилось к творческому процессу решения некоторых задач с помощью Метода Проб и Ошибок (МПиО). Животное при поиске решения конкретной задачи (например, отыскания пути к пище в лабиринте) делает некоторые случайные пробы, приводящие к ошибкам или к успеху. Удачные пробы закрепляются в памяти, становясь частью индивидуального опыта особи. Именно случайные пробы, по Торндайку, являются творческим процессом.

Эта модель завоевала много сторонников, поскольку была очень проста, логична и соответствовала популярной идее классического дарвинизма – объяснению биологической эволюции как результата случайных изменений наследственности и естественного отбора наиболее приспособленных организмов.  Правда, впоследствии многими исследователями было доказано, что даже у весьма примитивных животных пробы вовсе не являются случайными и хаотичными, что они основаны на имеющемся у животного опыте, том или ином анализе информации, формировании понимания ситуации и предвидении возможных результатов (хотя это предвидение может быть и неточным и неверным).

Очевидное фиаско идей МПиО в теории обучения ничуть не помешало положить его в основу тогда создававшейся и благополучно процветавшей научной школе психологии творчества. Исследуя решение некоторых отобранных (как правило, очень примитивных) задач, эти психологи выявляют некоторые «закономерности творчества». Сегодня это мощное научное направление, в котором работает много ученых, издаются журналы, книги… Нет сомнений, что такие закономерности существуют, но методологическая ошибка – распространение корреляций, полученных на примитивных задачах, на всё творчество, привела к тому, что пользы от этих работ для реального творчества не было. Ну, уставшему изобретателю полезно прочитать пару страниц теоретизирования на ночь, чтобы легче уснуть… 

Более интересны исследования творчества на основе гештальтпсихологии. Гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура). По смыслу также подходят слова «модель», «целостность». Сам термин появился в 1890 году. Используя терминологию появившихся много позже системного анализа и методов моделирования, можно сказать, что гештальт есть некоторая ментальная модель, воспринимаемая человеком как нечто целое, единое, то есть обладающая некоторым системным свойством (эмерджентностью), не сводящимся просто к сумме свойств отдельных элементов. Когда мы смотрим на портрет Джоконды или слышим мелодию «танца с саблями», мы не воспринимаем каждый мазок художника и каждую ноту композитора по отдельности, а узнаём произведение в целом, даже если какие-то части изображения будут повреждены или какие-то ноты прозвучат в непривычной тональности… Это и есть гештальт – целостное впечатление, восприятие, образ, понимание и т.п.

Появление творческой идеи, «озарение», «осенение», «ага-переживание» (вроде возгласа Архимеда «Эврика!») и т.п. гештальтпсихология рассматривает как «инсайт» – построение (часто, но не всегда неожиданное и мгновенное) нового гештальта.

 Весьма близко к гештальту и понятие интуиции. Интуиция (от лат. intueor — пристальное, внимательное всматривание, созерцание) – способность к «озарению», «прозрению», «непосредственному схватыванию», «постижению», «прямому усмотрению истины» и т.п. без вербальных рассуждений и логических выводов, зачастую при явной недостаточности информации. Для интуиции характерна внезапность и неожиданность появления идеи «из ничего» и неосознанность пути, ведущего к её результату и, очень часто, необъяснимая (хотя и далеко не всегда правильная) уверенность в правильности возникшей идеи. Человек охватывает мыслью сложную ситуацию, не отдавая отчёта во всех её деталях и просто не обращая внимания на них. Более всего интуиция проявляется в творчестве, в генерации новых идей в любых областях человеческой деятельности.

Главной проблемой в течение долгого времени оставалось незнание механизма как обычного, так и творческого мышления и связанная с этим невозможность ответить на вопрос – что есть гештальт и интуиция, каковы их реальные механизмы, как их можно целенаправленно использовать?

Автор: Борис Злотин.

1 Между прочим, первая книга, в которой описывались основы ТРИЗ (тогда называвшейся «методика изобретательства») и её создатель Генрих Альтшуллер, назвалась «Изгнание шестикрылого серафима». Она была опубликована в 1961 году, автор её – Р. Бахтамов – школьный друг и соавтор Г. Альтшуллера по многим изобретениям и публикациям.

Назад к разделу